Rikta

Учёные разработали нанолазеры, которые уничтожают раковые клетки и опухоли

18 Июля 2017
Российские и американские учёные разработали нанолазеры - частицы, которые могут внедряться в ткани и генерировать там излучение для разрушения раковых клеток и опухолей.

Эти плазмонные частицы, названные спазерами, имеют размер 22 нанометра. На оболочках частиц есть молекулы фолиевой кислоты. Когда спазеры внедряются в организм, благодаря этим молекулам они прикрепляются к мембранам раковых клеток, а через 10 минут проникают в цитоплазму.

В теле человека частицы нагреваются. При помощи специальных оптических методов их становится видно, а вместе с ними обнаруживаются и раковые клетки.

Заведующий лабораторией физики лазеров Института автоматики и электрометрии СО РАН Александр Плеханов поясняет: «Мы продемонстрировали режим генерации, связанный с формированием вокруг этого спазера динамического нанопузырька, что приводит к гигантскому лазерному эффекту с интенсивностью излучения в 100 раз большей и спектральной шириной раз в 30 уже, чем для квантовых точек».

При помощи спазеров можно не только обнаруживать опухоли, но и разрушать их. Частица имеет металлическую сердцевину, которая поглощает лазерное излучение. Из-за этого вокруг спазера образуется пузырёк пара, который и убивает раковую клетку. Для этих процессов нужна энергия совсем небольшой мощности - даже меньше той, которая предусмотрена правилами безопасности лазерного облучения.

Клинические испытания доказали, что этот метод уничтожения раковых клеток безопасен. Учёные поместили наночастицы в раствор с клетками рака молочной железы и выяснили, что для достижения эффекта достаточно менее 10 миллиграммов частиц на миллилитр раствора. Эта доза безопасна и не повредит здоровым клеткам.

Действенность метода доказана и в эксперименте с мышами. У подопытных в крови и лимфе были раковые клетки. После внедрения спазера они стали хорошо видны даже через ткань.

Учёные продолжают исследования. Сейчас они разрабатывают спазеры, которые бы действовали в инфракрасном излучении. Это поможет улучшить прозрачность тканей и некоторые другие факторы, необходимые для диагностики.

Комментарий Осиповой Екатерины Григорьевны, к.м.н., врача-лазеротерапевта, члена Европейской Лазерной Ассоциации:
Hermione-hermione-granger-33203720-1383-2100.jpg
Актуальность проблемы диагностики и лечения онкологических больных очевидна. Несмотря на то, что учёные-онкологи во всём мире непрерывно ведут серьезную борьбу с онкологическими заболеваниями, проблема остается нерешённой. Хотелось бы верить, что исследования по применению спазеров помогут в выявлении и уничтожении раковых клеток. К сожалению, для внедрения этих методов в практическую медицину потребуется время.

Аппараты лазерной терапии РИКТА в онкологии применяются уже более 20 лет, они показали свою эффективность при предоперационной подготовке и перед проведением химиотерапии, а также в период реабилитации после химии и лучевой терапии.

В НИИ детской онкологии и гематологии аппараты РИКТА применяются при лечении длительно незаживающих ран, пролежней, флебитов, стоматитов.

На фото случай эффективного лечения постлучевого эпителиита у ребенка.

Поделиться полезной информацией: