Лечение пневмонии у детей
По статистике, распространенность заболевания среди детей раннего возраста составляет от 15 до 20 случаев на 1000 детей, а у более старшего возраста – 5-6 случаев на 1000. Частота пневмоний значительно возрастает в периоды сезонных вспышек ОРВИ, гриппа, ковида. Среди заболеваний дыхательной системы у детей пневмония является первостепенной причиной смертности.
Что такое пневмония?
Согласно методическим рекомендациям Минздрава РФ, "пневмония – острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или физикальным данным, а также инфильтративным изменениям на рентгенограмме" (4).
По-другому: пневмония – это остро протекающий инфекционный (преимущественно бактериальной этиологии, но может быть грибковой, вирусной, микоплазменной, хламидийной, смешанной формы или иной природы) процесс, с очаговыми поражением легочной ткани с внутриальвеолярной экссудацией, сопровождающийся выраженными в различной степени интоксикацией, респираторными нарушениями, локальными физикальными изменениями со стороны легких и наличием инфильтративной тени на рентгенограмме грудной клетки (5).
Пневмонический процесс может возникать как первично, так и вторично в виде осложнения другого заболевания.
Из описанного выше следует, что пневмония у детей – серьезное заболевание, требующее своевременного и адекватного лечения (11).
Факторы риска и причины
Факторами риска возникновения пневмонии являются: перинатальная патология, аспирационный синдром, врожденные пороки сердца, рахит, гиповитаминоз, иммунодефицит, охлаждение, стресс, а также загрязнение воздуха, скученность проживания, низкий социальный статус семьи – недостаточное питание, курение родителей и др.
Предрасполагающими факторами, ведущими к развитию заболевания, являются: недоношенность, иммунодефицитные состояния, хронические очаги инфекции (гайморит, синусит, одонтогенные инфекции и др.).
Пути передачи возбудителя
Основной путь проникновения инфекции – аэрогенный, то есть через дыхательные пути. Аэрогенный путь передачи реализуется тремя способами передачи:
- воздушно-капельным;
- воздушно-пылевым;
- капельно-ядрышковым или ингаляционным.
В госпитальных условиях (при нахождении больного ребенка в стационаре) инфицирование нередко происходит при проведении медицинских процедур: интубации, бронхоскопии или ингаляции.
У новорожденных и младенцев пневмония может развиваться вследствие аспирации околоплодными водами или частого срыгивания пищи.
Еще один механизм передачи возбудителя – гематогенный (через кровь), когда инфекция распространяется из других очагов воспаления.
Наибольшее влияние на развитие пневмонии оказывают вирусы, которые, поражая слизистую, снижают местный иммунитет, нарушают мукоцилиарный клиренс (механизм защиты слизистой оболочки органов дыхания от внешних воздействий) и способствуют проникновению бактерий в глубокие отделы легких. Анатомически легкие состоят из альвеол (мешочков), наполненных воздухом. При пневмонии альвеолы заполняются жидкостью и гноем, что в итоге приводит к нарушению дыхания.
Инфекционный процесс обычно начинается в мелких бронхиолах, затем захватывает окружающие участки легочной ткани, что приводит к формированию очагов воспаления (8).
Этиология
Этиологические факторы пневмонии напрямую зависят от возраста ребенка и путей инфицирования. У новорожденных заболевание чаще вызвано внутриутробным или госпитальным инфицированием. Среди возбудителей у этой группы детей преобладают вирусы герпеса (типов 1 и 2), ветряной оспы, цитомегаловируса. Ключевую роль также играют бактерии: Streptococcus группы В, Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Klebsiella pneumonia. У недоношенных детей высок риск заражения вирусами гриппа, парагриппа, РСВ (2,7).
У детей до года основным агентом внебольничной пневмонии становится пневмококк (до 70-80% случаев), реже – гемофильная палочка и моракселлы. У дошкольников заболевание вызывают такие микроорганизмы, как Haemophilus influenzae, Escherichia coli, Рroteus, Klebsiella pneumonia, Pseudomonas aeruginosa. В школьном возрасте, помимо типичной бактериальной пневмонии, наблюдается рост атипичных форм, вызванных хламидиями и микоплазмами (2).
Инкубационный период между попаданием возбудителя в организм и появлением симптомов заболевания напрямую зависит от вида возбудителя. Так при респираторно-синцитиальном вирусе инкубационный период составляет 4-6 дней, а при вирусе гриппа – от 18-72 часов.
Классификация
Пневмонии у детей подразделяются по множеству критериев, включая условия инфицирования, рентгенологические признаки, тяжесть течения и длительность заболевания.
По месту заражения различают:
- внебольничные формы – заболевание развивается дома, как правило, на фоне ОРВИ.
- госпитальные (внутрибольничные) формы – пневмония возникает через 72 часа после госпитализации или в течение 72 часов после выписки. Госпитальные формы считаются наиболее тяжелыми, поскольку их возбудителями являются антибиотикорезистентные микроорганизмы.
- врожденные формы – эти пневмонии развиваются в утробе матери или в первые трое суток жизни ребенка и, как правило, на фоне низкой иммунной защиты или инфекций, передающихся от матери.
По рентгенологическим признакам:
- очаговая пневмония – проявляется инфильтратами диаметром до 1 см, локализующимися в одном или нескольких сегментах легких. В тяжелых случаях возможны сливные участки воспаления.
- сегментарная пневмония – затрагивается один или несколько сегментов лёгкого, что нередко приводит к их ателектазу (спадению).
- крупозная пневмония – воспаление охватывает целую долю лёгкого; сопровождается выраженными клиническими проявлениями и вовлечением плевры.
- интерстициальная пневмония – замечается воспаление соединительной ткани легких, часто вызванное грибами, вирусами, пневмоцистами.
По степени тяжести:
- неосложнённая форма – протекает без угрозы жизни.
- осложнённая форма – характеризуется возможными осложнениями: плевритом, абсцессами, эмпиемой плевры, пневмотораксом, пиопневмотораксом, абсцессом легкого, нарушением сердечной деятельности и др.
По течению:
- острые формы (до 4–6 недель).
- затяжные формы (более 6 недель) (1,4).
Клиническая картина
Клиническая картина заболевания зависит от формы пневмонии.
Очаговая пневмония у детей чаще возникает через несколько дней после перенесенной ОРВИ. Ведущие симптомы: кашель, одышка, повышение температуры тела свыше 38°C, слабость и снижение аппетита. Возможны рвота и периоральный цианоз.
Крупозная форма сопровождается резким началом, высокой температурой, болями в груди, ржавой мокротой и значительным ухудшением общего состояния.
Интерстициальная пневмония проявляется нарастающим дыхательным затруднением, мучительным кашлем, слабо выраженными хрипами и цианозом.
Тяжелое течение пневмонии может осложняться инфекционно-токсическим шоком, плевритом, гнойными абсцессами, острой сердечной или дыхательной недостаточностью. Дети с тяжелой формой пневмонии с признаками осложнений подлежат госпитализации.
Лечение неосложненной внебольничной пневмонии осуществляется в амбулаторных условиях.
Неосложненные формы пневмонии рассасываются примерно за 2-4 недели, осложненные – за 1-2 месяца. Если процесс затягивается, то диагностируется затяжная пневмония, которая требует особого подхода в лечении (4,8,11).
Диагностика основывается на клинико-лабораторных данных, аускультации и рентгенологическом исследовании. Дополнительно при необходимости могут проводиться вирусологические и бактериологические тесты. Лабораторные показатели отражают воспаление (лейкоцитоз, повышенная СОЭ и пр.).
Лечение
С терапевтической целью назначаются антибиотики, бронхолитики, жаропонижающие, муколитики и отхаркивающие препараты, антигистаминные средства. Должное внимание рекомендуется уделять соблюдению питьевого режима, особенно при повышенной температуре. Постельный режим назначается на весь лихорадочный период (4,8,11).
В процессе выздоровления назначаются физиотерапия, массаж и лечебная физкультура.
Физиотерапия – лечение организма естественными (природными) и преформированными (искусственно созданными) аппаратными факторами. Современные методики физиотерапевтического воздействия безопасны, так как они ориентированы на активацию собственных защитных и восстанавливающих механизмов организма, не оказывают разрушающего действия. Благодаря этому физиотерапия широко рекомендуется детям.
Установлено, что раннее назначение физиотерапевтического лечения детям с пневмонией способствует рассасыванию воспалительного процесса на 3-4 сутки. Физиотерапевты назначают детям с пневмонией: электрическое поле УВЧ, индуктотермию, дециметровую терапию (ДМТ), ультрафиолетовое излучение (УФО), магнитное поле, аэрозольтерапию или ингаляции, лазеро-магнитотерапию; а также массаж, ЛФК и гимнастику (9).
Рассмотрим вопрос применения лазерной терапии (ЛТ)
Мы говорим о низкоинтенсивной лазерной терапии. ЛТ выполняется с целью ликвидации воспалительного очага в легком, ангио- и бронхоспазма, активации иммунной системы, улучшения местной микроциркуляторной гемодинамики. Наличие высокой температуры свыше 38°С служит противопоказанием для проведения сеанса лазерной терапии.
Курсовая лазерная терапия выполняется спустя сутки после снижения температуры до нормальных или субфебрильных значений. В схему лечения входит надвенное лазерное облучение крови (НЛОК) в области локтевой ямки и в проекции легочной артерии, воздействие на легочные поля в проекции воспалительного очага, паравертебральное облучение в области грудного отдела позвоночника (ThIII-ThIX).
В период остаточных явлений дополнительно проводится воздействие на рецепторные зоны в затылочной области волосистой части головы, внутреннюю поверхность верхней конечности, грудной клетки, области грудины, передней поверхности голени.
В условиях стационара при тяжелом течении пневмонии с лечебной целью проводится методики ВЛОК или НЛОК, курсом 5-7 процедур. НЛОК предпочтительно проводить над легочной артерией.
Лечебный эффект методик с применением лазерного воздействия основан на запуске в организме (в тканях, органах, системах, всего организма в целом) определенных положительно влияющих процессов, направленных на самостоятельное выздоровление. Каждому пациенту назначается индивидуальный курс лазеролечения. Он может быть нацелен как на лечение, так и на реабилитацию или профилактику (3,5,7,10).
В рамках терапии, профилактики и реабилитации для детей наряду с лазерной терапией проводится физиотерапия с использованием естественных факторов, такие как водные процедуры, грязелечение, теплолечение, солнечные и воздушные ванны, обязательно массаж, дыхательная гимнастика и ЛФК (10).
ЛТ позволяет сократить время лечения или реабилитации, быстро восстановиться после болезни; кроме того, она дает возможности для сокращения количества сильнодействующих лекарственных препаратов, тем самым снижая нагрузку на растущий организм и предотвращая отрицательное влияние на почки, печень, органы желудочно-кишечного тракта и других систем и органов (5,7,10).
Профилактика и прогноз
При своевременной диагностике и адекватной терапии неосложненной пневмонии прогноз и исходы благоприятные. Таким детям зачастую не требуется реабилитация. Закаливание возобновляют через 2 недели, занятия спортом – через 6 недель, а при осложненной пневмонии – через 12 недель.
Осложненные формы пневмонии чаще возникают у детей с иммунодефицитом и тяжелыми хроническими заболеваниями. Этим детям необходимо врачебное наблюдение в течение 4-6 месяцев, обязательны курсы массажа, ЛФК и дыхательной гимнастики.
Профилактика заключается в закаливании ребёнка, вакцинации от пневмококка и гриппа, своевременном лечении ОРВИ и санации очагов хронических инфекций.
Профилактические мероприятия заключаются в соблюдении рационального питания, закаливания, улучшения экологии жилища; проведении комплекса социально-гигиенических мероприятий.
Важная роль в профилактике отводится предупреждению ОРВИ, вакцинопрофилактике пневмоний конъюгированной вакциной против H. influenzae, пневмококка, гриппа; профилактике внутрибольничных пневмоний путем госпитализации в боксы и отказа от необоснованного назначения антибиотиков.
В США вакцинация снизила частоту пневмоний всех пневмококковых пневмоний на 63%
Родителей и взрослых, ухаживающих за детьми до 6 месяцев, также рекомендуется с профилактической целью вакцинировать от вируса гриппа (4,6).
Список литературы:
- Геппе Н.А., Розинова Н.Н., Волков И.К., Мизерницкий Ю.Л. Рабочая классификация основных клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей //ПМ. 2010.№45.
- Баранов А.А., Намазова Л.С., Таточенко В.К. Пневмококковая инфекция и связанные с ней заболевания – серьезная проблема современного здравоохранения. Педиатрическая фармакология.2008; 5(1): 7-12.
- Квантовая терапия в педиатрии./ Методическое пособие для врачей / А.И. Куссельман, А.П. Черданцев, С.И. Кудряшов. – М.: ЗАО «МИЛТА - ПКП ГИТ», 2000- с.87.
- Клинические рекомендации – Пневмония (внебольничная) - 2022-2023-2024 (18.01.22). - Утверждены Минздравом РФ.
- Лазерная терапия и профилактика в педиатрической практике / А.В. Картелишев, А.Г. Румянцев, А.Р. Евстигнеев, Н.С. Смирнова, А.Н. Наседкин.- М.: Издательство БИНОМ, 2016. – с.278-281.
- Малявин А.Г., Епифанов В.А., Глазкова И.И. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания. – М.ГЭОТАР Медиа, 2010. – 352 с. (Библиотека врача специалиста). – 2010.
- Клинико-патогенетическое обоснование лазеротерапии при тяжелых пневмониях у детей раннего возраста : автореферат дис. ... кандидата медицинских наук : Ташкент, 1997. - 17 с. : ил.
- Таточенко В.К. Болезни органов дыхания у детей. 7 изд. М. Боргес 2019: 300с.
- Практическая физиотерапия: Руководство для врачей / Ушаков А.А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агенство», 2013.- с.315-317
- Физическая и реабилитационная медицина: национальное руководство / под ред. Г.Н. Пономаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. – с.29-31, с.204-208, с.423-426.
- Шабалов Н. П. Детские болезни. СПб: Питер, 2002, с. 348-408.
Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.
по применению аппарата РИКТА









